Доброе время суток всем Чебурашкам - участникам Клуба Друзей Лены Гришиной , кто еще не в курсе неужели есть такие? :) - присоединяйтесь! Мне очень приятно быть частью этого проекта! Это очень здорово - встречаться, ходить друг к другу в гости, вместе размышлять и делиться опытом. Лена, спасибо тебе за эти возможности и, в первую очередь, за твое время!
Сегодня в рамках "Клуба друзей" я хочу поднять тему, которая волнует каждого - и мастера и покупателя - Быть или не быть предоплате?
Давайте сначала определимся, о чем будем вести разговор, так как тема очень многогранная.
Что такое "предоплата" ?
Сегодня в рамках "Клуба друзей" я хочу поднять тему, которая волнует каждого - и мастера и покупателя - Быть или не быть предоплате?
Что такое "предоплата" ?
- покупатель оплачивает всю сумму за готовую работу до отправки заказа (по-моему, это аксиома и все это знают, если, конечно, Вы не работаете с наложенным платежом )
- покупатель оплачивает определенный процент от суммы до начала работы мастера (при работе на заказ), так назывемый "аванс". Вот здесь имеют право быть разные точки зрения как со стороны мастера, так и со стороны покупателя (а все мы и есть покупатели). Это и предлагаю обсудить.
Насчёт предоплаты заказа возможны варианты решений:
1.Идеальный вариант.
Предоплата 100% - и за материал, и за
работу. Несомненные плюсы для мастера,
но далеко не каждый заказчик настолько доверяет мастеру, чтобы на это пойти. Заказчику же эта операция напоминает покупку кота в мешке. Куча страхов вперемешку с сомнениями.
Котейка потом может ему и полюбиться, а может и нет, се ля ви...:)
2. Компромиссный.
За индивидуальный заказ берется предоплата в размере материалов + некий процент от стоимости изделия.
Адекватный заказчик, на мой взгляд, вполне способен согласиться, что нужно купить материалы, и подтвердить серьёзность своих намерений авансом. И если заказчик вдруг "передумает",
эти деньги не будут ему возвращены. Они - разумная цена затраченных на
воплощение его фантазий времени и сил.
При этом варианте мастер страхуется от забывчивости и сиюминутных желаний клиентов.
При этом варианте мастер страхуется от забывчивости и сиюминутных желаний клиентов.
Существует такая практика расчета за работу:
- Общая стоимость работы -100%
- Стоимость эскиза (если мастер его предоставляет)- 10% (невозвращаемая часть).
- Стоимость материалов - 40% - невозвращаемая часть, берется после утверждения эскиза.
- Изготовление - 50%
При данном варианте оплаты Вы не зря тереяете свое время и материалы, а заказчик более ответсвенно подходит к решению. Эскиз - обговаривается отдельно. Число эскизов не беспредельно. Обычно это 2-3 эскиза, дальнейшие за дополнительную плату или по договоренности. Иногда мастер делает пиар-ход и предлагает бесплатные эскизы. Это его выбор и это работает :))
А покупатель? Как застрахован он?
Первая мысль, которая его посещает - а вдруг мне не понравится, а деньги не вернут…
А ведь, и правда, может не понравится…вроде бы все расписали,
обговорили, друг друга поняли. А вышло что-то не то...
Например, мастера, которые делают кукол на заказ, часто пишут, что заказчик отказался от работы. Вроде бы все похоже, все так, как обговаривали, а клиент недоволен. Фи! Может быть поэтому мастера кукольники чаще всего не работают на заказ, так как задумывается кукла с одним характером, а рождается совсем другая. И как тут быть, чтобы никого не обидеть? Мастер вроде бы свою работу сделал. А покупатель куклу не принял на уровне эмоций. Мастер думает, что клиент попался капризный, и сам не знает чего хочет. А клиент расстроен, он не хочет куклу, к которой не лежит душа…
Например, мастера, которые делают кукол на заказ, часто пишут, что заказчик отказался от работы. Вроде бы все похоже, все так, как обговаривали, а клиент недоволен. Фи! Может быть поэтому мастера кукольники чаще всего не работают на заказ, так как задумывается кукла с одним характером, а рождается совсем другая. И как тут быть, чтобы никого не обидеть? Мастер вроде бы свою работу сделал. А покупатель куклу не принял на уровне эмоций. Мастер думает, что клиент попался капризный, и сам не знает чего хочет. А клиент расстроен, он не хочет куклу, к которой не лежит душа…
3. Рисковый.
Не брать предоплату до готовности изделия.
Но этот
вариант подойдёт только в том случае, если Вы на 100% уверены, что эту вещь у
Вас в любом случае купят, даже если она и не подойдёт тому, кто её заказал. Но
даже если Вы выполняете заказ, который теоретически можно продать другому, это
не значит, что Вы ничего не теряете. Пока Вы делали этот заказ, Вы не брались
за другие. Кроме того, когда Вы хотите сделать просто готовую работу для
продажи, Вы ориентируетесь на свои выгоды и новые оригинальные идеи, а не
ограничены пожеланиями другого человека. Вот когда заказчик высказывает свои пожелания лишь по цветовой гамме и материалам, а в остальном полагается на Ваш вкус, то при таком заказе уже легче творить и дышать :)
Я, например, беру предоплату только при большом заказе. При обычном на одну-две игрушки – нет. Но это касается именно моих игрушек. Да,
встречаются очень оригинальные заказы с необычными сочетаниями цветов, на
любителя, так сказать. Но обычно игрушки находят отклик у многих людей.
Еще один вопрос, во многом определяющий Ваше отношение к предоплате, как мастера.
К какому виду
деятельности Вы относите свое занятие рукоделием?
- это Ваш доход и полноценная работа. Как любая работа, она должна быть оплачена. Если заказ не будет оплачен, то Вы страдаете не только морально, но и в большей степени финансово. Особенно если нет надежного тыла и Вы основной источник доходов в семье.
- это Ваше хобби, которое периодически приносит приятные бонусы в виде проданных работ. Деньги обычно идут
туфли и помадына новые материалы, которые давно хотелось купить, но денег было жалко, и на всякие приятности. В этом случае Вы страдаете в меньшей степени.
Можно бесконечно терзаться и мучить себя мыслями как лучше, а как надо… Намного проще всего один раз сесть и написать для себя СВОИ правила, которые ВАС устраивают и с которыми ВАМ предстоит работать. И прописать их в своем магазинчике. Четко, но корректно.Если выбираете работу с предоплатой, то спокойно прописывайте эти условия, без оправданий типа - "сижу в декрете - денег нет".Обходимся без фраз типа "если Вы не... то я Вам за это...!"И задавать вопросы типа "а Вы меня не подведете, не передумаете, не откажетесь?" скорее всего не стоит. Безответственный человек никогда не признается, а порядочного человека Вы можете обидеть.Существует несколько фраз, которые помогут мастеру сообщить покупателю о своих условиях оплаты:- вы можете оплатить заказ сразу целиком, или частично, в размере ...%%, а остальную сумму перед отправлением.- для подтверждения заказа перечислите пожалуйста предоплату в размере ...% одним из удобных Вам способов...- оплату можно произвести в рассрочку: ...% для начала работы, и оставшиеся ...% после окончательного согласования перед отправкой.
Для покупателя:
Если Вы хотите заказать работу, но боитесь предоплаты (а вдруг не понравится), попробуйте обсудить все детали с мастером, если у него в правилах это прописано недостаточно подробно.
Если боитесь, что Вас обманут - проверьте перед тем как платить. Многие мастера имеют магазины на Ярмарке Мастеров с отзывами, которые сфабриковать практически невозможно. И репутацией мастер дорожит, так как она зарабатывается временем!
Посмотрите на самого мастера, на его работы - после этого более чем на 90% можно быть уверенным какой результат Вы получите и подходит ли он Вам.
А как у Вас складываются отношения с предоплатой при работе на заказ? Посмотрите на это не только с позиции мастера, но и как покупатель-заказчик?
Спасибо, за то, что делитесь СВОИМ опытом!
Интересная статья. Полностью согласна, что в магазине должны быть четкие (на сколько возможно) правила. Общаясь с заказчиками правила могут меняться, могут появится нюансы о которых не подумал и не мог предвидеть. Но магазин без правил настораживает.
ОтветитьУдалитьАлександра, спасибо! Даа, правила нужны -факт. При чем комфортно при этом становится и продавцу и покупателю, меньше сюрпризов:))
УдалитьКатя, спасибо! Все очень правильно!
ОтветитьУдалитьЯ предоплату не беру, т.к. шью игрушки именно в удовольствие, это не является моей работой. Поэтому я могу себе позволить брать только те заказы, которые мне интересны, и за результат я спокойна. Даже если заказчику не понравится, то я смогу продать работу кому-то другому или вообще подарить))) Но у меня таких случаев еще не было... И еще я не могу гарантировать, что завтра не упаду и не сломаю руку, например, и не смогу выполнить заказ... да мало ли какая ситуация может быть в жизни...
Что касается наложенного платежа, то я всегда предлагаю этот вариант покупателю, но от него отказываются, так как это на порядок дороже.
И, пользуясь случаем, приглашаю к себе в блог на обсуждение моей темы: Развивающие и игровые куклы. Какие они должны быть?
Людмила, спасибо! Да, с игрушками в этом плане проще. Не пропадут в любом случае.
УдалитьСпасибо за приглашение! Статью прочитала, обдумываю:))
Хорошая статья! Катя, молодец!
ОтветитьУдалитьЗа единичные заказы предоплату не беру, одну игрушку всегда можно куда-то пристроить. Большие заказы - это другие объемы времени и материалов, поэтому предоплата нужна 30-50%. Покупатель тоже должен как-то свои намерения подтвердить. И предоплату он может перечислить, например, после того как вы сошьете для него один образец, которые его устроит и далее уже по плану
Евгения, спасибо! Первый раз писала, волновалась:)
УдалитьМне тоже кажется, что при крупном заказе нужно подстраховаться. Это уже переходит в раздел не просто творчества, но и реального заработка. Про образец согласна на все 100! Гораздо проще после него даже принять отказ или исправить что-то, чем отказываться от десятка таких вещей или переделывать все!...накладно:))
Со всем согласна и тоже так действую) Действительно, важно написать для себя правила, комфортные для работы, и самой же этих правил придерживаться.
ОтветитьУдалитьОплату всегда беру перед отправкой, здесь без вопросов, и не работаю с наложенным платежом. Мне это удобно и как покупателю.
На крупные заказы беру предоплату частично или полностью, как будет удобно клиенту, так как это гарантия, что заказ выкупят. Или на какое-то очень персонифицированное изделие, но такие бывают крайне редко.
Чаще всего, если я беру заказ, выполняю его, присылаю клиенту фотографии, он все одобряет, вносит оплату за уже готовое изделие, а дальше уже доставка. К счастью, пока не было случаев, чтобы кому-то что-то не понравилось в процессе работы или после)
Спасибо за отзыв! Приятно понимать, что я не одна такая))
УдалитьПусть и дальше все складывается наилучшим образом!
И я так же поступаю как и вы девочки). Никогда не работаю с наложным платежом, и в остальном примерно так же.
УдалитьКатя у вас очень симпатичные зверики!.
Большое спасибо, приятно:))
УдалитьКатя, спасибо, тема очень актуальная и прекрасно раскрыта! Я предоплату беру, были некоторые сомнения, как-то боялась обидеть, но потом прописала правила. Всякие ситуации бывают, считаю нужно договариваться, чем больше обсудишь, выяснишь в процессе, тем лучше будет финал, который бы устроил обе стороны)))
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо большое! Ты знаешь, я тоже боялась обидеть, а по началу даже деньги брать стеснялась:)) И голова постоянно гудела от этих мыслей. Потом села и все расписала для себя. И как будто камень с плеч свалился.
УдалитьОооо! Это про меня 100%. я до сих пор стесняюсь деньги брать. Т.е. беру, но в процессе договора сильно снижаю цену. Как бы мне переучиться? Или не надо?
УдалитьЕлена, надо, надо! Каждая работа должна быть нормально оплачена. Или лучше подарить эмоций больше, выгода почти та же:)))
Удалить(преувеличиваю, конечно же :))
Катерина, я тоже предоплату не брала, но потом увидела, что заказчики не спешат платить за товар. Растягивают удовольствие на долгие месяцы. Кому такое понравиться? Заметила также, что отношение к уплаченному товару немного другое. Человек уплатил, переживает за доставку, следит за товаром и относится к желаемой посылке как к празднику. Теперь пока деньги не получу, ничего не высылаю. Мастер должен творить, а не думать о чей то совести. Статья понравилась. Очень актуально. Спасибо;)
ОтветитьУдалитьСветлана, да, как ни печально, но такое бывает... На месяца у меня, конечно, не затягивалось, но недельку подождать приходилось. Полная оплата до отправки -это первое правило, да))
УдалитьЯ только однажды от него отступила. Заказ был очень интересный, а сроки ограничены. И человек был в другой стране. Если бы ждала, когда сможет оплатить, то заказ не успел бы доехать во время. Но это скорее исключение, так как я была уверена в заказчике на 100%
Хорошая статья, мне понравилась)
ОтветитьУдалитья бы еще хотела добавить,что имеет значение, на каком этапе развития находится ваш магазин/творческий проект и т.п.
Если, например, у вас магазин на ярмарке мастеров и пока еще нет ни одного отзыва, имеет смысл какое-то время поработать без предоплаты, чтобы привлечь клиентов.
А когда продавец уже покрепче стоит на ногах, можно и поувереннее заявлять о правилах предоплаты)
Елена, спасибо за дополнение! Соглашусь, пожалуй. Хотя именно на этом этапе многие и обжигаются и бросают, так и не набрав долгожданных отзывов. Пусть таких случаев будет поменьше, или совсем не будет:)
УдалитьИ я несколько раз продавала без оформления в магазине - соответственно, отзыва не получила, да у меня там официальный всего-то один он и висит. Печалюсь)))
УдалитьНичего, это дело наживное)))
УдалитьВсегда беру предоплату по стоимости материалов. Но всё может зависть от области деятельности мастера, может в каких-то направлениях можно и без предоплаты.
ОтветитьУдалитьДа, конечно же! Как, например, связать детскую шапочку, которую если не заберут, то вероятность, что найдутся другие желающие - велика. А если свяжете свитер 52го размера и не заберут - будет намного сложнее.
УдалитьКатя, спасибо, статья очень хорошая получилась!
ОтветитьУдалитьА у меня вот совсем недавно такая ситуация случилась: покупательница сделала индивидуальный заказ на бокалы. Я его выполнила и отправила. Аванс я не взяла, хотя нужно было бы это сделать, чтобы окупить материалы. Заказчице покупка очень понравилась, но одно НО - наша дорогая Почта России разбила заказанные бокалы вдребезги!!! Кто виноват???
Сошлись на том, что я вернула заказчице ПОЛНУЮ сумму заказа. Хотя я честно выполнила свою работу, потратила деньги на материалы и время. По идее я должна была оставить себе хотя бы стоимость материалов, но ведь и заказчица была невероятно довольна покупкой, если бы не наша доблестная Почта(((( В итоге пострадали обе стороны: я - материально, а покупательница - морально.
а почта разве не несет никакой ответственности? ну там вернуть указанную стоимость?... или вы ее не оценивали?
Удалитьизвините, Катерина, что сперва не к вам =) очень понравилась статья от и до! четко и по сути, выше дополнение про этап развития продаж уместный, в остальном исчерпывающе раскрыта тема, особо соглашусь что какой бы вариант не выбрали надо культурно без эмоций прописать правила своего магазина, тогда покупатель сразу все видит и если сразу не согласился, то походит подумает и вполне вероятно вернется и сделает заказ с предоплатой =)
Ольга, да, неприятно... Но ты правильно сделала, что вернула всю стоимость. К тебе в сто раз вернется! Я тоже сделала для себя пунктик, если вдруг что-то затеряется, то или повторю заказ или верну деньги (чур меня!!! :)))) Заказчику в сто раз обиднее, если он потеряет и то и другое, по-моему.
УдалитьЧтобы Почта России более ответственно отнеслась к вашей посылке, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно оценивать её!!! Так вы обезопасите себя, если с посылкой что-то случится.
УдалитьОчень интересная статья! Полностью согласна про правила в магазине! Надо у себя тоже прописать :)
ОтветитьУдалитьИнна, надо:)
УдалитьЯ предоплату беру редко и только на крупные или эксклюзивные заказы (альбомы, например). В основном же, на блокноты, я думаю, найдется покупатель всегда (вопрос только как быстро) и никогда не переживаю из-за того, что за них не был взят аванс.
ОтветитьУдалитьДа, действительно, каждый определяет для себя сам, главное это сделать, и жить станет легче - без обид и хлопот:)
УдалитьСпасибо за статью, очень интересно было почитать. Кое о чем я даже не задумывалась.
ОтветитьУдалитьЯ пока только с точки зрения покупателя. Четкие правила у магазина это очень и очень ценно, я вот например решусь написать мастеру с уточнениями только в том случае, если мне ну очень-очень, просто позарез нужно и других вариантов нет. Иначе если варианты оплаты/предоплаты не прописаны, то мне проще найти другого мастера с четкими условиями. Плюс еще приятно, когда мастер идет на диалог и хотя бы предлагает обсудить возможные способы оплаты. Но это я уже отошла от темы.
Возвращаясь же к теме, предоплату за материалы, эскизы и прочие подготовительные этапы, я готова заплатить только мастеру, которому доверяю на все 100%. Т.е. все работы мне нравятся безоговорочно. Я не склонна к импульсивным отказам, потому как чувствую ответственность. Но все равно оставался бы риск, что итоговый результат может мне не "пойти" и тогда уже получается с точки зрения покупателя совсем неприятная ситуация - вроде как аж до 50% стоимости заказа он уже оплатил, а на выходе не получает ничего. Поэтому мне как-то спокойнее, когда уверен настолько, что можешь доверится его вкусу.
Большое спасибо за Ваш ответ. Действительно, мало кто задумывается, что неловкость может испытывать не только мастер, но и заказчик. А есть люди, которые вообще лишний раз боятся-стесняются что-то уточнить. Поэтому лучше всего договорится "на берегу", и даже заочно, т.е. через правила:)
УдалитьСтатья замечательная, тонко подмечены все нюансы! Спасибо!
ОтветитьУдалитьК каждому покупателю у меня свой подход, согласна, первый вариант лучший для мастера, последний для покупателя. Чаще, что только не сделаешь, для любимого покупателя, стараешься все для него)
Тема довольно сложная, это одна из причин, почему многие мастера отказываются брать заказы, продают только готовые работы.
Анна, спасибо:)
УдалитьТема сложная, да. Очень часто поднимается среди мастеров и очно и заочно. Проще определиться один раз и будет проще:) Я тоже за индивидуальный подход!
А я не очень люблю писать много правил - делаю так и так, а если вы так, то я так.... это может отпугнуть покупателя.
ОтветитьУдалитьЛюблю работать индивидуально.
Если заказ очень "специфический", например фетровые буквы с именем Аполлинария - то возьму предоплату 50% (никто не был против и даже никому не объясняла, зачем предоплата)- это полностью покрывает затраты на материал и немного работу.
Если же заказ "сделайте красивую сумочку" - то предоплату не беру, но переписку веду - кому, что нравится, цвета, возраст и т.д. - по переписке обычно видно настрой покупателя.
Если срочный заказ - то тоже беру предоплату 50%, но стоимость за срочность не увеличиваю. Если по времени я успеваю, то берусь за заказ - если же времени совсем мало - отказываюсь от него или предлагаю "добавить" время.
Юля, ты права, индивидуальный подход необходим, ведь не рынке торгуем:) хотя и там искусных продавцов хоть отбавляй))
УдалитьСпасибо за статью! Я всегда беру предоплату. Так покупатель более ответственно подходит к своей покупке (заказу).
ОтветитьУдалитьОльга, спасибо за Ваш опыт!
УдалитьАлина, спасибо! Да согласна, каждый решает сам, ведь, действительно, не у каждого есть возможность черпать на это деньги из семейного бюджета, даже на начальном этапе.
ОтветитьУдалитьКатя, хорошая статья! Обстоятельная такая. И нужная. Особенно тем, кто все еще стесняется иметь денежные дела с заказчиками.
ОтветитьУдалитьЯ предоплату беру всегда. И всегда она составляет 30% от конечной стоимости заказа. Пока мне попался только один заказчик, который отказался внести ее. А так же встречались и те, что оплачивали сразу 100% стоимость. Этих людей я всегда очень благодарю за доверие ко мне! Но, если честно, 100% предоплата почему-то снижает мое желание работать по этому заказу:))))) Поэтому в 99% случаев я от нее отказываюсь.
Выбранные 30% считаю оптимальной суммой, которая всегда есть у заказчиков так сказать "под рукой", но в то же время это такая сумма, которую потерять (в случае отказа от заказа) тоже жалко;)
Кстати, Ваша статья напомнила мне добавить в правила своего магазина на ЯМ пункт о не возврате предоплаты в случае отказа от заказа. Правда вот я задумалась. Наверное стоит установить определенный срок, после которого от заказа отказаться нельзя или заказчик потеряет внесенный аванс?
Женя спасибо! Заглянула в твой магазинчик на ЯМе - очень понравилось, как все расписано! Четко и понятно - хотите соглашайтесь, не хотите - следующий :)) Я люблю, когда именно так, понятно что к чему и в тоже время есть возможность договориться. А про возврат-невозврат предоплаты, и правда, ни слова...
УдалитьНадо и мне свои правила немного подкорректировать :))
Спасибо, Катя!
УдалитьСижу придумываю формулировку про это дело, чтобы не была отталкивающей:))))) Как-то ведь вежливо, но твердо нужно про это деликатное дело написать.